Такие, художественного рода, отрывки перемежаются у Цыбикова мельчайшими деталями из области географии, этнографии, лингвистики и т. п.
Но все-таки из всего дневника, на наш взгляд, самого пристального внимания заслуживает та его часть, в которой описывается великолепие Эрдэни-цзу. Автора данной работы, неоднократно посещавшего эти места в 1970-80-х гг. и участвовавшего в археологических раскопках в окрестностях монастыря, поражает глубина и удивительная точность описания. Слог, которым излагал Цыбиков увиденное, обладал особыми красочными оттенками, соответствующими случаю. Дело в том, что он стремился попасть в монастырь во время пребывания там Богдо-гэгэна: “Переправившись через Орхон в брод, мы наконец вступили в Эрдэни-цзу, славный монастырь предка Тушэту-хана, который в настоящую минуту пребывания хуту-кты представляет временную столицу Халхи. Сюда направлена вся жизнь монголов”[42].
Монгольский материал мы находим у Цыбикова и в описании его путешествия в Тибет. В основном это дневниковые записи о дорожных встречах и впечатлениях монгольской части пути.
|