В заключении своего очерка о буддизме и буддийских монастырях Б. Барадин справедливо отмечал, что “религиозная жизнь тибетцев и монголов среди прозы современного века аршина и весов глубоко интересна и достойна изучения..., школьная организация и предметы изучения в монастырях-университетах... все же представляют не только простой исторический или этнографический интерес, но во многих случаях могут представлять теоретический интерес для общечеловеческой науки и философии” [39]. Компетентность Б. Барадина в религиозном вопросе позволила ему оценить буддийские монастыри в качестве единственных культурных центров “этих неприветливых полукультурных стран”, “где люди могут обмениваться своими мыслями и чувствами, обучаться грамоте...”. “ Кроме того, писал он, не надо забывать и то, что монастыри не всегда являются замкнутыми, открытыми для одних лишь духовных учреждений. В монастырях Гелукпы живут временно и лица мирян разных возрастов, обучаясь частным путем родной грамоте и правилам религии под руководством образованных лам.
|