Именно в этом видел Б. Барадин причину большого количества лам в халхаских монастырях. Далее он делает вывод, который характеризует его как широкомыслящего историка: “Таковы последствия политики маньчжурских ханов, которых монголы и тибетцы в лице своих лам и князей до последнего времени прославляли как воплощенцев премудрого Манджушри (V) - бога мудрости. Маньчжурские ханы действительно оказались мудры, но только не в роли буддийского бога высшего знания, а в роли завоевателей” [37]. На наш взгляд, эта мысль Б. Барадина раскрывает одну из причин феномена длительности Цинской империи.
Б. Барадин затронул и проблемы буддизма в Бурятии, привел перечень важнейших бурятских дацанов на территории Бурятии (Камбайн курен, Цонгол-дацан, Асагат-дацан, Анна-дацан, Эгэтуйн-дацан, Агайн-дацан, Цугол-дацан). Б. Барадин подчеркнул, на его взгляд, самое важное отличие бурятского ламаизма от ламаизма монголов и тибетиев, состоящее в том, что “только в новейшее время буряты начали заводить своих хубилганов” [38].
|