Согласно старому монгольскому обыкновению единственный список со сборника хранится в Шанзатбинском ямане (нар. Ибинголе, недалеко от Кяхты в местности Амур Байесхаланто), а обыкновенным смертным строго запрещено делать и держать с него списки. С этого ветхого экземпляра, хранящегося в ямане (список представляет собой засаленную старую тетрадь из китайской бумаги в мягком переплете) была сделана копия, которая одним из пишущих (Жамцарано) была доставлена в 1914 г. в Азиатский музей в Петербурге, где и находится в настоящее время. В последнее время сделаны еще два списка, по одному из них и сделано предлагаемое ниже описание памятника” [55].
Привлекают исходные позиции, с которыми подходил Ц. Жамцарано к описанию памятника; его размышления о взаимосвязи этнографии и юридической науки. Вот, например, одна из его посылок: “Этнографические изучения часто скользят по быту, оставляя без объяснений многие своеобразные черты жизни кочевников, особенности их миропонимания, складывающегося века назад под воздействием многих, теперь уже изжитых и забывшихся условий”, и далее “.
|