В монастырях же других сект жизнь мирян ничем не стеснена” [40].
По всей видимости, такая оценка роли и места буддистов и буддийских монастырей во многом обусловила участие Б. Барадина и в обновленческом движении ламаистской церкви в Бурятии. Поэтому, на фоне существующих и сегодня различных оценок деятельности “обновленцев”, вполне очевидно лишь то, что в их концепции не было идеи разрушения. Они пытались делать то, что делали многие и до них на протяжении веков, реформируя религиозные течения в изменяющемся обществе. Несомненно, это был прагматический подход, но все-таки позволявший сохранить основы религиозных и культурных традиций народа.
Как известно, до Б. Барадина путешествие в Тибет совершил другой выдающийся бурятский ученый Г. Цыбиков. У него мы находим также интереснейший материал по истории и культуре Монголии и монголоязычных народов. Еще до Тибета в 1895 г. Г. Цыбиков побывал в Монголии. Целью его кратковременного путешествия был знаменитый монастырь Эрдэни-цзу. Но по пути он описывает и другие, меньшие по размерам и значению, храмы.
|