Вокруг кровати сверху и боков зеркала, так что во время лежания на кровати, смотря в ту или иную сторону, можно видеть себя со всех сторон. Так проводил ночи богдо со своей супругой” [48]. По всей видимости, Цибиков лицезрел картины и наброски такого известного монгольского художника реалистического направления, как Б. Шарава, создавшего крупные работы: “Один день Монголии”, портреты Богдо и др. Картины Б. Шарава занимают сейчас центральное место в монгольских музеях, среди которых портреты Ленина и Сухэ-Батора, картины на революционные темы, многочисленные плакаты.
Итак, дневниковые записи Цыбикова разных периодов это то, что помогает нам увидеть в нем, образно говоря, монголоведа-практика. В теоретическом же плане несомненный научный интерес представляют такие его работы, как “Культ огня у восточных бурят-монголов”, “Цагалган”, “Шаманизм у бурят-монголов”, “О национальных праздниках бурят” и “Монгольская письменность, как орудие национальной культуры”, о которой мы уже упоминали. Одна из этих работ “Шаманизм у бурят-монголов” представляет собой прекрасный научный очерк о состоянии шаманизма у монголоязычных народов.
|