В качестве примера можно упомянуть ламу Гэлэг-Жамцо, родившегося в Хэнтэе в семье бурята-кочевника. Приняв обет буддийского монаха, Цэвэгийн Гэлэг- Жамцо продолжил образование в Тибете и вернулся в Монголию со званием дорамбы. С 1903 по 1923 гг. он служил ламой в Сартульском дацане в Бурятии, в 1914-1915 гг. участвовал в строительстве Петербургского храма, а в 1924 г. вновь выехал в Монголию [69]. В Монучкоме Гэлэг-Жамцо сотрудничал как астроном и математик, но проявил себя и как талантливый переводчик. В 1932 г. Он закончил перевод на монгольский язык тибетского трактата “История Куку-нора” Сумба-хамбы Ешей-Бальчжора (1704-1788) [70].
В первой четверти XX в. монголоведные исследования в Восточной Сибири не прекращались. Во многом этому способствовали экспедиции экономического характера, отправлявшиеся в Монголию. В одной из таких экспедиций по Внешней Монголии в 1915-1916 гг. Участвовал Элбэк-Доржи Ринчино, который в исследовательской литературе более известен как общественный деятель, что вполне оправдано.
|