За эти же годы 326 монголов посетило Кяхтинский музей [57]. Имеются данные и о том, что монголы пребывали в России и более длительное время, доезжая до Иркутска [58].
Революционные события в Прибайкалье и Забайкалье, известия о деятельности Красноярского и Верхнеудинского Советов рабочих рабочих депутатов оказали определенное влияние и на политическую обстановку в самой Монголии. Выступления аратов как во Внутренней, так и во Внешней Монголии приобретают антифеодальную направленность. Они вошли в историю под названием “дугуйланское движение”, когда араты создавали свои хошунные органы самоуправления ардын дугуйлан (“народный круг”). С 1905 г. этим движением были охвачены значительные территории Монголии. Одним из известных его руководителей был народный герой Монголии Аюши (1858-1938). Происходили и городские выступления. Как отмечает Л. П. Попова, в 1907 и в 1912 гг. в Урге вспыхивали бунты городской бедноты и низшего ламства [59]. Из феодальных деятелей борцов против маньчжуров наиболее известны тайджи Тогтохо в Восточной Монголии и лама Дамби-Джанцан (Джалама) в Западной Монголии (III).
|