Ц. Жамцарано оценивал буддизм как “убежище национального духа”, “национальной индивидуальности и солидарности” [73]. Но несмотря на это, он занимал жесткую критическую позицию к привилегированным “отцам” церкви. В одной из своих статей Ц. Жамцарано писал: “Как же может наш владыка богдо-гэгэн пребывать в безмятежности, если он видит, как некоторые от его милосердного имени не только получают особое жалованье, награды и посты, но и нещадно обирают зависимых от них людей, превозносят только личные интересы и не заботятся о государственных” [74]. Противники объявляли Ц. Жамцарано опасным еретиком [75]. В одной из статей “Нийслэл хурээнийсонин бичиг” говорилось: “Если на нашу страну нападут враги и начнется нехватка продовольствия, то шабинары и тогда останутся в стороне? Кое-кто пребывает в приятных размышлениях о том, что пока, милостью бога, на нас никто не нападает, ну а если это случится, то по каким законам вы будете спасать свою религию?”. Или в другом номере: “Если Духовное ведомство это наше тело, то четыре аймака - это его руки и ноги, а разве может тело существовать отдельно от своих конечностей? Так ишабинары должны наравне со всеми участвовать в общественных повинностях” [76].
|