На наш взгляд, у американских исследователей присутствует даже более взвешенный подход в оценках действий представителей бурятской интеллигенции в Монголии, нежели у некоторых современных российских политологов, видящих в них или только “ярых панмонголистов и националистов” или “агентов Советской России и Коминтерна”. “Отдавая идеалам бурятских интеллигентов дань времени, трудно представить, как они могли действовать в качестве агентов той системы, которая, как они с уверенностью полагали, была враждебной их собственным национальным устремлениям. Поколение, вовлеченное в российскую революцию 1917 г., также поддерживало их монгольский национализм, превратившийся из шаткой веры в монгольское государство в настоящее убеждение, что ситуация во Внешней Монголии несет в себе все основные предпосылки для осуществления задуманного”[107].
Далее в своих изысканиях западные исследователи увидели явственный раздел, в основе которого лежало мнение представителей западных бурят, в меньшей степени, нежели восточные, подверженных влиянию буддизма, о том, что совершенно нет необходимости включения буддизма в программные положения во всемонгольское национальное движение.
|