Далее американские исследователи отмечают, что сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы. Они стали теперь видеть идею Великого Монгольского государства как альтернативу автономии в составе России. Научные изыскания, с которых начали Д. Банзаров и Г. Гомбоев сфокусировались на центре монгольских земель Внешней Монголии. Национализм трансформировался в панмонголизм, или, более точнее, в панмонгольский национализм. Даже те, отмечают зарубежные исследователи, кто предпочитал найти защиту внутри российского политического движения, у народников или у социалистов-революционеров, были постепенно вовлечены в идею отождествления с независимой Монголией. Люди, подобные Бато-Далай Очирову, верившие в автономию в составе Российского государства как в конечную цель, разочаровавшись, также повернули к идее воссоединения с Внешней Монголией.
Новый толчок дали события 1911 г. в Цинской империи. Вот как комментируют появившиеся устремления авторы “Введения в историю и культуру Монголии”: “Панмонголист ли, панбуддист, “буржуазный националист” или просто бандит все монголы за короткое время в 1911 г.
|