Жамцарано [Е. Л.]. Если принять во внимание скромные возможности местной типографии, то изданы эти учебники весьма неплохо. В стране постоянно растет спрос на книги, помогающие монгольской молодежи познавать окружающий мир. Приятно отметить, это разбуженное стремление к знанию народа. Нация, соединяющая в себе отвагу потомственных наездников со стремлением овладеть сокровищами культуры, имеет большое будущее. Культурный подъем переживает и провинция” [81].
Если продолжить речь об Э. Батухане, то монгольский период его жизни требует также дальнейшего изучения. Безусловно, он сыграл весьма значительную роль в развитии послереволюционной монгольской культуры. Необходимые для этого задатки характера и уровень образованности обнаружил еще И. М. Майский, экспедицию которого сопровождал Э. Батухан. Он характеризовал его как “опытного и интеллигентного переводчика, чрезвычайно полезного члена экспедиции” [82]. Более известен период жизни Э. Батухана уже в Советском Союзе. В 1934 г. Он окончил в Ленинграде Институт истории, философии и лингвистики, написал ряд учебников для монгольских школ и популярных книг (“Всеобщая история”, “Страноведение Азии”, “Всеобщая география”, “Монгольский язык” и др.
|