В связи с такой позицией мы можем с полным правом причислить Ц. Жамцарано к монгольским “обновленцам” течению, представители которого призывали очистить религию Будды от всяческих злоупотреблений, которые происходили от верхушки ламаистской церкви. Хотя, еще раз повторяем, что Ц. Жамцарано и его единомышленники видели в буддизме одну из основ стабильности монгольского общества, подчеркивая: “... Конечно, чрезвычайно важно укреплять церковь и святое учение, но если иссякнут наши богатства, то на какие средства мы будем строить монастыри, храмы, устраивать религиозные церемонии?” [77].
На страницах изданий, курировавшихся Ц. Жамцарано, активно поднимался вопрос о власти. Общественность знакомили и с основами республиканского государственного устройства. Но все же важнейшим политическим лозунгом просветителей был призыв к ограниченной монархии. На фоне исторического развития Монголии подчеркивалась значимость органов власти, учрежденных Чингис-ханом: “Чингис богдо-хан обладал несравненной божественной мудростью: будучи величайшим полководцем, помимо того, обладал замечательными способностями государственного деятеля.
|