Его возмущал литературный тон известного арабиста О. Сенковского, издававшего “Библиотеку для чтения”:
“Другое весьма важное притязание г. Сенковского и настоящий конек его есть Восток. Здесь он всегда возвышал голос, и как только выходило какое-нибудь сочинение о Востоке или упоминалось где-нибудь о Востоке, хотя бы даже это было в стихотворении, он гневался и утверждал, что автор не может судить и не должен судить о Востоке, что он не знает Востока” [б]. Но несмотря на всю важность путешествий русских людей по Ближнему Востоку, значительно больший интерес для европейской науки представляли описания Дальнего Востока. И в этой связи суждения вышеупомянутых обществоведов могут служить интересным дополнением к публикациям известных востоковедов того времени Н. Я. Бичурина, И. Н. Березина, В. П. Васильева и др. Так, например, важнейшей чертой восточного человека многие публицисты называли его неподвижность, которая по определению В. Г. Белинского, была “натурой азиата”. Поэтому, писал он, Азия “остановилась на одних начатках, ничего не развила, не усовершенствовала, не довела до конца” [7].
|