Наиболее примечательным примером в этом отношении является движение декабристов. Известная противоречивость присутствовала у лидеров движения и в “восточном” вопросе, как, например, в “Конституции” Никиты Муравьева, где утверждение о том, что “все люди- братья” и что “все рождены для блага и все просто люди” сочеталось с предложением об ограничении кочующих племен в правах гражданства [I]. У П. Пестеля в “Русской правде” прямо указывается на необходимость присоединения к России Монголии и Киргизии [2].
Уже после поражения восстания свыше 120 декабристов были сосланы в Сибирь. Непосредственные контакты с восточными народами наложили отпечаток на просветительскую, литературную и педагогическую деятельность декабристов. “Оказавшись на каторге вблизи русско-китайской границы, общаясь с местным населением, исповедовавшим ламаизм, дворянские революционеры начинают многосторонне исследовать этот район Азии, критически оценивать политику царского правительства в отношении сопредельных стран Дальнего Востока” [З].
|