Одним из первых эту идею выдвинул Ц. Жамцарано, который писал: “Буряты, как часть большого монгольского народа, имеющего письменность и своеобразную литературу, не могут в угоду обрусительной политике порвать со своей историей и со своим целым” [27]. Эти взгляды вылились затем в идею “культурного панмонголизма”. Ц. Жамцарано и другие буряты-народники были обеспокоены усилением Китая и Японии в Монголии и считали, что вовлечение ее в сферу влияния России обеспечит условия для дальнейшего сплочения бурятского и монгольского народов и развития их собственных культур на основе слияния восточной и западной культур. В дневнике Жамцарано под заголовком “Мысли по вопросу об упрочении русского влияния в Монголии” содержатся записи, где он рассуждает о необходимости остановить китайское и японское влияние в Монголии, оказать открытую поддержку Далай-ламе, находившемуся в Монголии в связи с английской экспансией в Тибете, о возможности использования для усиления влияния религиозных чувств монголов, оказания помощи паломникам из России поддержкой бурятских колоний в Лхасе, Лавране, Бадгаре, которые “являются рассадником русского влияния в этих странах”.
|