” [41]. А первое действие драмы завершается картиной тайного собрания в лесу, где представители бурятских родов ищут пути спасения своего народа. Предлагаются различные варианты: “пойти на поклон к царю; восстать и биться до конца; объединиться с Монголией (Е. Л.); просить помощи у китайского Богдыхана; откочевать на дальние земли, не связываясь ни с кем; опоить служилых людей, провести их; как-нибудь приспособиться, выжить, чтоб победить и т. д.” [42].
В общественно-политической мысли Бурятии 1920-1923 гг. вопрос образования национальной автономии по-прежнему оставался чрезвычайно актуальным. И вновь, во многом обсуждение его связывается с “монгольским вариантом”. Известна роль Ц. Жамцарано в составлении в 1921 г. так называемой “Кяхтинской платформы” Монгольской Народной партии” или “10 принципов” (“Эрмэлээх 10 зуйл”), составленных в виде воззвания. Введение данного документа заканчивалось словами, которые очень точно определяли то состояние Монголии: “По своему развитию Монголия недалеко ушла от средневекового строя, и это должно быть учтено при проведении реформы и мероприятий по обновлению страны” [43].
|