Говоря об этом, Э.-Д. Ринчино в письме в ЦКК ВКП(б) в 1933 г. Писал: “В то время в беседе с т. Янсоном (нарком иностранных дел Сибирского правительства Центросибири) о бурят-монгольских делах я выдвинул идею, что нельзя ли, пользуясь противоречиями среди интервентов и белых, попытаться сохранить нейтральный, полусоветский автономный островок Бурят-Монголии, обеспечить невмешательство белых во внутренние дела, т. е. обеспечить сохранение мероприятий, введенных при Советской власти...” [37]. В этом письме и в своей биографии Э.-Д. Ринчино доказывал, при обвинении его в панмонголизме, что он действовал, советуясь с “деятелями Сибирской Совдепии”.
В связи с этим, как справедливо отмечает проф. Б. Б. Батуев, принципиальное значение имеет и правильная оценка факта участия его на общемонгольской конференции. Для этого, продолжает исследователь, необходимо обратить внимание на толкование панмонголизма самим Э.-Д. Ринчино: “Я до сих пор не понимаю, что имеют в виду ультралевые и правые, когда они кричат о моем панмонголизме.
|