Нужно было ловить это время. Придя из школы, в первую очередь следовало отоварить карточки, получить то, что по ним причитается, затем сделать уроки. Мой дневной график: сначала – отоварить карточки, затем – уроки, а затем уже – семейное хозяйство. Углем начали запасаться летом. Уголь из транспорта высыпали непосредственно на улицу, на деревянные тротуары или около них. Затем надо было уголь перетаскать в наш закрытый двор, чтобы его не растащили. Это первое. Коль скоро есть уголь – топится печь. Когда протопилась, надо очистить ее, выскрести золу. Горячий уголь нельзя оставлять в печи и закрывать трубу для большего тепла в комнате – это не дрова, много было отравлений угольным угарным газом. Это кочегарское дело лежало на моих плечах. Затем необходимо поднести или подвезти воду. Зимой делалась небольшая кадка с крышкой. Под эту кадку на санках были сделаны соответствующие крепления, и я возил воду. Вот, собственно, моменты жизни сибирского мальчика той поры. Когда война перешла в затяжную стадию, нередкими стали перебои с электричеством, перебои со снабжением керосином.
|