И именно ссыльные становились порой исследователями Байкала. Первым, кому была уготована подобная судьба, оказался священник Аввакум. В XVII веке в России была проведена церковная реформа. Часть верующих отказались согласиться с этой реформой, сохранили верность прежним канонам и потому получили название «старообрядцы». От преследования властей они уходили на восток, на север, в самые разные труднодоступные районы страны.
Аввакум Петрович был главой старообрядческого сопротивления и потому попал в особую немилость. Его ссылали сначала в Тобольск, потом в Даурию (Забайкалье). Затем, вернувшись в Москву, он не успокоился и продолжал борьбу с церковными «реформаторами». Снова ссылка, а затем – сожжение по царскому указу.
Но был протопоп Аввакум не только священником, не только несгибаемым борцом, но и талантливым писателем. В 1655-56 годах по дороге в Даурию он побывал на Байкале; в 1662 году вновь переправлялся через Байкал, возвращаясь из даурской ссылки. Озеро поразило его своей божественной красотой, и он оставил нам восторженное художественное описание Байкала.
|