На сани ставился деревянный вагончик, в котором имелась печка и все прочие необходимые вещи. И лошадьми этот вагончик отвозился в район работ. На ночь, как быстро убедились исследователи, имело смысл положить под полозья саней длинные жерди, чтобы вагончик не был опрокинут внезапным ветром.
До сих пор используется в исследованиях Байкала подобное оригинальное приспособление. Оно так и называется – будка Дыбовского. В тёплом, отапливаемом печкой вагончике приспособились делать в полу люк, через который можно работать с прорубленной во льду лункой, не выходя на ветреное пространство, где мокрые руки тотчас коченеют.
Иногда угрожающие пророчества култучан сбывались. На льду бывало всякое. Случалось, ветром всё же опрокидывало сани, из-за чего портилась и терялась часть научного материала, добытого тяжёлым трудом. Дыбовский, к примеру, пишет: «Однажды нам случилось из очень значительной глубины извлечь кусок дерева, на котором оказался экземпляр губки; к сожалению в дороге, когда опрокинулись наши сани, она выпала и была утеряна».
|